• Главная
  • Контакты
  • Вконтакте
  • Facebook
  • Twitter
  • RSS
ИА Бумбин Орн

  • Политика
  • Экономика
  • Общество
  • Культура
  • Спорт
  • Происшествия
  • Регион
    • Власть
    • Общие сведения
    • История
    • Культура и традиции
    • Фольклор
  • Интервью
  • Аналитика
  • Хамаг монгол улус
  • Пресс-релизы
  • Объявления

Время:

Один из блестящей плеяды великих монголоведов

3-02-2006, 13:41

Категория: Фольклор

Среди ученых-исследователей древних памятников литературы монгольских народов С.А. Козину принадлежит особое место. Сергей Андреевич Козин родился в октябре 1879 года в Туапсе. В 1903 году окончил восточное отделение Санкт-Петербургского университета, после этого работал почти в течение десяти лет в Управлении калмыцким народом, а в 1914-1918 годах - советником при правительстве в Автономной Монголии. Знакомство в эти годы с историей, культурой, фольклором монгольских народов определило его дальнейшую научную деятельность.
С.А. Козин

С.А. Козин был блестящим знатоком монгольских языков и проделал огромную, кропотливую текстологическую работу по переводу основных произведений древней письменности и культуры.

В академических изданиях 1935-1936 годов он опубликовал статью "Гесериада. Сказание о милостивом Гесере Мерген-хане, искоренителе десяти зол в десяти странах света"; в 1940 году вышла "Джангариада. Героическая поэма калмыков. Введение в изучение памятника и перевод торгоутской его версии"; в следующем году было опубликовано "Сокровенное сказание. Монгольская хроника 1240 года". Об этих работах в свое время член-корреспондент АН СССР Н.Н. Поппе сказал, что "только тот, кто сам отдавал много сил и времени научной работе, способен понять, какого труда и напряжения требует та работа, которую проделал С.А. Козин". В предисловии к "Сокровенному сказанию" Н.Н. Поппе писал, что такой труд требует не только огромного напряжения, но и "чрезвычайно широких познаний в области и китайского, и монгольского языков, знания истории и высокой литературной квалификации", и С.А. Козину "выполнение этой большой и трудной задачи блестяще удалось".

Н.Н. Поппе назвал работу С.А. Козина исключительным явлением в истории монголоведения, "и не только по своим масштабам, но и по качеству работы", а также что "в настоящее время едва ли кто-либо мог бы выполнить эту работу с таким успехом, как С.А. Козин".

Исследование "Сокровенного сказания" С.А. Козин начал гораздо раньше и работал над ним много лет, а завершено оно было к 700-летию памятника. Но в эти годы к ученому обратились за помощью в вопросах датировки и научного издания "Джангара". И ему пришлось работать по этим двум темам параллельно. "Трудно сказать, когда будут приведены к концу предпринятые мною работы по изданию всех имеющихся текстов и русского перевода героической поэмы калмыков "Джангара". Учитывая, однако, тот исключительный интерес, который вызывают у советского читателя произведения устного поэтического творчества, я счел своевременным выпустить в свет пока только русский перевод тех четырех песен торгоутской "Джангариады", текст которых достаточно установлен", - писал ученый.

В то время шла большая работа по установлению даты создания "Джангара", это был социальный заказ того времени. Сергей Андреевич, как один из лучших специалистов в области истории и фольклора, активно включился в эту работу. Вопрос о времени возникновения эпоса исследователь приурочил к его 500-летию, но само содержание эпоса, по его убеждению, говорит о необходимости иного исчисления его возраста. И ученый вынужден был написать, что "Джангар", как памятник устного народного поэтического творчества, несравненно древнее. Но этого установить пока невозможно за отсутствием каких-либо новых показаний, кроме содержащихся в самом тексте поэмы". В результате текстологического анализа эпоса он пришел к выводу, что о возрасте эпоса "можно судить только по сохранившимся в ней языковым и идеологическим напластованиям, более или менее условно приурочивая возраст древнейших составных элементов к самым древним из таких сохранившихся напластований".

Выполняя требование времени, Сергей Андреевич должен был конкретизировать свои мысли. И во введении к "Джангариаде" он писал, что "судя по наиболее древним напластованиям элементов, эти пределы могут быть заключены в промежутке времени с начала XIV по середину XIX веков". При этом отметил, что полное оформление древнейших циклов поэмы нужно связывать "с эпохой хана Тогон-Тайши и его знаменитого сына Эсеня, в последние годы правления которого Ойратское государство достигло полного расцвета и около 1440 года имело уже достаточно сил для установления гегемонии над Халхой и борьбы с Китаем". И с развитием и упрочением феодальной системы в Джунгарии "отчеканивалась и развивалась во всех своих циклах, близившихся к замыканию в национальную эпопею, и Джангариада, достигшая было апогея развития в эпоху Хара-Хулы и Батур-хун-тайджи в середине XVI столетия".

В справке о дате возникновения "Джангара" С.А. Козин писал, что "величайшим и единственным памятником этой блистательной эпохи в истории калмыцкого народа является героический эпос "Джангар". Мысль С.А. Козина о дате создания "Джангара" и ею исследования по этой теме полностью поддерживал Алексей Бурдуков, в то время доцент Ленинградского государственного университета.

Глубокий знаток письменных памятников литературы и фольклора монгольских народов Сергей Андреевич Козин сделал обобщающие выводы о литературе монгольских народов, которые заключались в том, что в свое время сложилась "историческая обстановка сложения своеобразной монгольской эпической трилогии о Темучжине, Джангаре и Гесере" и что "все эти три поэмы могут и должны быть рассматриваемы во взаимной связи по следующим основаниям: во-первых, все три памятника являются произведениями единой вначале монгольской литературы, несмотря на то, что поэма о Джангаре есть произведение устного народного творчества. Во-вторых, все представляют живые осколки современной им исторической действительности и отражают отдельные моменты единого исторического процесса; в-третьих, все эти памятники - произведения устного народного творчества; в-четвертых, памятники эти генетически связаны между собой не только родством историческим, но и родством чисто литературным; в-пятых, художественная пластичность и законченность образов этой эпической трилогии ярко и сознательно выражают основные народные идеи эпох сложения отдельных памятников. Исследователь объяснил, что анализ отражаемых в трилогии «исторических моментов приводит к тем же самым выводам, а именно: в поэме о Темучжине-Чингис-хане выражена монгольская народная идея XIII века о предводителе-единодержце, в «Джангаре» - народные чаяния ойратства XV века о герое -борце за национальное самоутверждение, и наконец, в «Гессере» - порожденная смутами и междоусобиями XVII века идея о народном герое, борющемся за социальную правду».

Эти произведения ученый назвал тремя господствующими вершинами, тремя выдающимися самобытными произведениями литературы монгольских народов. «Эти три крупнейшие произведения монгольского народного творчества относятся к трем узловым этапам исторического развития монгольских народов... с этих трех вершин, созданных монгольским эпосом, мы можем проследить весь путь развития социально-политического сознания монгольских народных масс - творцов трех эпопей о кесарях Чингисе, Джангаре и Гессере», - писал он.

Таким образом, С.А. Козин впервые объединил эти три эпопеи и рассмотрел их как трилогию. И это открытие было поддержано его коллегами. Академик В.М. Алексеев и Н.Н. Поппе в предисловии к «Джангариаде» писали: «Перед нами труд, идущий в цепи не менее достойных предшествующих («Гесе-риада» и «Начальное сказание о Чингис-хане»). Вместе с «Джангариадой» эта научная трилогия впервые раскрывает нам всю историческую жизнь монгольского народа, его культуру и его язык».

В основе «Джангариады» С.А. Козин выделил высокоразвитое чувство национального самосознания и готовность к сознательной борьбе за национальное самоутверждение.

Интересно и то, что С.А. Козин исследовал генетическую связь через героев трилогии. Он нашел много общего между образами Чингис-хана и Джангара. Например, он писал: «Джангара, точно так же, как и Темучжина, с дружиною связывало чувство личной приязни и дружбы и возведение Джангара на ханский престол делает его «лишь только первым среди равных». Также «первое возведение Чингиса в каганы сопровождается взаимной присягой в верности и помощи». Таких параллелей можно привести очень много.

Подводя итоги своих исследований трилогии, С.А. Козин говорил, что «три главнейших памятника монгольского народного эпоса» - о Темучжине, Джангаре и Гесере - указывают на историко-литературную преемственность в монгольском народном эпосе.

Исследования С.А. Козина имели большое значение в развитии отечественного монголоведения, поэтому бывший тогда главой советских монголоведов Н.Н. Поппе писал, что после выхода в свет труда С.А. Козина о «Сокровенном сказании монголов» все вопросы, связанные с этим памятником, могут считаться раз и навсегда решенными, что «этот труд открыл перед монголоведением новые перспективы, новые горизонты, он продвинет науку вперед и поможет ей подняться на много ступеней выше». «В сущности, только теперь историки получат надежный материал для своих исследований, - писал Поппе, - о лингвистах, занимающихся историей монгольского языка, нечего и говорить: им этот древнейший памятник монгольского языка был до сих пор вообще недоступен. А литературоведы тоже только теперь получат не только прекрасно поданный материал, но и ценное исследование этого памятника. Словом, С.А. Козину будут благодарны не только монголисты, но и китаисты и историки Востока».

Сергей Андреевич Козин был одним из блестящей плеяды монголоведов, благодаря уму, таланту и-научным поискам которых российское востоковедение достигло мировой славы. Он совмещал научную работу с общественной деятельностью. Был инициатором создания Восточного института при Ленинградском университете, в котором он преподавал монгольский язык. Кроме переводов и комментариев к названной трилогии, им написаны исследования: «Эпос монгольских народов», «К вопросу о дешифрировании дипломатических документов монгольских ильханов»; «Ойратская историческая песнь о поражении Халхасского Шолой-Убаши хунтайджи в 1578 году войсками ойратского Четырехцарствия».

Научная деятельность С.А. Козина была высоко оценена. Он был награжден орденом Ленина и орденами Монгольской Народной Республики, в 1943 году был избран действительным членом АН СССР. Но в годы ссылки калмыцкого народа в Сибирь Козин и его научные исследования были также преданы забвению, и даже когда в 1948 году вышел из печати его фундаментальный труд, итог многолетних исследований ученого в области монголоведения - монография «Эпос монгольских народов», в Большой Советской Энциклопедии не нашлось места для академика С.А. Козина.И все же интерес к народному творчеству калмыков в научном мире не угасал и в те мрачные годы.

Например, в многочисленной переписке академика сохранилось письмо от Святослава Николаевича Рериха, который в 1947 г. просил прислать ему в Индию калмыцкий эпос «Джангар». Умер С.А. Козин в октябре 1956 г. в Ленинграде.

Полная научная биография академика С.А. Козина еще не написана, она ждет своего исследователя. Также переиздание его знаменитой трилогии стало бы памятником и данью уважения к великому труду этого выдающегося ученого.

А. Митиров, кандидат исторических наук, зав. сектором этнологии КИГИ РАН
Источник:



Комментарии

  • ВКонтакте
  • Facebook

Новости по теме

Сотворение мира Виталия Закруткина

12-07-2008, 13:07

Ойраты в тюрском фольклоре

26-09-2007, 09:59

Калмыки в башкирском фольклоре

11-09-2007, 15:07

Калмыки в хакасском фольклоре

10-09-2007, 10:48

Калмыцкие герои горских легенд

7-08-2007, 17:59

Душа человека живет в сказке

4-06-2007, 16:56

Один из блестящей плеяды великих монголоведов

3-02-2006, 13:41

Сокровищницы культуры ойратов

3-02-2006, 13:29



Пресса Калмыкии

Семь столпов жизни на селе

22-11-2017, 14:31

Юстинские волейболисты – чемпионы Калмыкии

21-11-2017, 11:22

В Элисте установлены первые уличные светильники на солнечных батареях

19-10-2016, 11:05



Видео канал

Показать все сюжеты

Издан лунный календарь на новый 2017 год

5-12-2016, 10:45

Архив новостей

«    Апрель 2018
ПнВтСрЧтПтСбВс
 1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30 


Объявления

Показать все

Услуги юриста по составлению договора купли-продажи недвижимости

Разместить объявление
Вверх

О проекте

Лента региональных новостей Республики Калмыкия. Информация о деятельности органов власти, социально-экономической и общественно-политической жизни Республики Калмыкия.

© 2002 При полном или частичном использовании материалов сайта активная гиперссылка на ИА «Бумбин Орн» обязательна.