Калмыки в хакасском фольклоре
10-09-2007, 10:48
Категория: Фольклор
В книге В. Бутанаева, И. Бутанаевой "Хакасский исторический фольклор" отмечается: "Накануне присоединения Хакасии к России территория долины Среднего Енисея являлась частью владений ойратов, правитель которых выдавал владетельные грамоты на землю кыргызским князьям.
Со второй половины XVII в. политическое положение Хоорая резко изменилось, ибо кыргызские князья попали в зависимое положение и стали получать "ленные" грамоты от джунгарского контайши на право владения своими улусами. Во время военных действий они должны были представлять боевые отряды. С другой стороны, ойраты нередко выступали в защиту кыргызов против продвижения русских в Южную Сибирь.
Союз Хоорай находился в зоне интересов Ойратского государства, которое ежегодно требовало дань. Хоранг-беки успешно уклонялся от уплаты албана. Глава ойратов контайша, раздраженный поведением Хоранг-беки, отправил трехтысячное войско для взятия Хоорая".
Хакасский фольклор сохранил память о том историческом периоде, когда ойраты силой переселяли население Хакасии в Джунгарию. Так, в одной из хакасских народных сказок говорится: "Ойраты захватили хоорайцев и угнали их в плен. Путь невольников пролегал через верховья Абакана в Алтай. По дороге старики учили молодежь, как запоминать обратный путь. "Не забудьте эти горы, - говорили они. - Когда настанет время, вы вернетесь в наш степной край - Хоорай. Пусть не останется сиротой наш Хоорай! Пусть не прервется наш хоорайский род!"
Угнанных людей ойраты поселили за Алтаем, в Дербетской земле (Торбет). Многие старики, не выдержав лишений, погибли в пути. Некоторые молодые хоорайцы, укрывшись по дороге от ойратов, бежали на свою родину. Они стали жить в верховьях Июсов, Томи и Абакана, спрятавшись в пещерах. Не имея мельниц, они растирали зерно на камнях. Остатки народа Толы-Хоорай начали заново обживать свою землю".
Надо заметить, что хакасские сказители относят ойратов и их предводителей к своим историческим героям и выражают по отношению к ним самые теплые чувства. Это хорошо видно из легенды о печальной судьбе могучего сына последнего правителя ойратов Хонтайджи.
"Глава ойратского народа имел двух сыновей, рожденных от двух жен. С первой он был разведен. Старшего сына звали Суна (Амыр-Сана), а младшего, рожденного от второй супруги, - Халдама. Под руководством Хонтайджи находилась регулярная армия, возглавляемая тремя генералами - Ах-Сахалом, Хатыг-Темиром и Киндиреком. Кроме того, особыми полками командовали семь его зятьев.
Однажды в алтайскую тайгу забрел царь зверей - алабарс (тигр), ставший угрозой мирной жизни скотоводов Саяно-Алтая. Суна обладал недюжинной силой, слыл метким стрелком и бесстрашным воином. Он отправился в тайгу, выследил алабарса и из своего шестисоставного лука сразил хищного зверя. Отряд вооруженных людей, посланный Хонтайджи на борьбу со страшным зверем, по найденной стреле определил истинного победителя алабарса. Властитель ойратов забеспокоился за свою судьбу на троне и по совету второй жены и младшего сына Халдамы бросил Суну в темницу. Многие годы провел Суна в застенках, только родная мать тайно приходила его кормить.
Хонтайджи ежегодно получал дары из Китая. Однажды к нему явились китайские посланники, которые вместо подарка на семи яках привезли громадный арбалет. Согласно переданному предписанию, богатырский арбалет необходимо было взвести (натянуть тетиву) до девятой зарубки (тикле). В противном случае ойратам грозило разорение со стороны Китая. Никто из окружения джунгарского хана, даже военачальники, не смогли натянуть тетиву арбалета. Тогда вспомнили могучего Суну, доставили его из темницы, развязали руки и дали ему тугой арбалет. Суна натянул непослушную тетиву и произвел выстрел. Китайские посланники вернулись ни с чем.
Через некоторое время Хонтайджи заболел и скончался. Среди ойратов разгорелись споры из-за трона. На курултае большинство ойратских князей отдали предпочтение Халдаме, ибо Суна был рожден от разведенной жены. После того как Халдама стал во главе ойратов, на Суну обрушились новые гонения. Тогда он с отрядом приближенных нукеров сначала обосновался на Алтае, а затем вынужден был покинуть страну. Суна перешел на службу к русскому царю.
Спустя некоторое время на ойратскую землю напала китайская армия. Халдама проиграл сражение. Полководец Ах-Сахал пал в битве. Военачальники Хатыг-Темир и Киндирек попали в плен. Ночью им удалось бежать из неволи, но их настигла погоня и зарубила саблями. В живых остался только тяжелораненый Киндирек, который сумел добраться до Кузнецкого острога (Абатура). Разгромленный Халдама также вынужден был бежать в Россию. Он умер от оспы в Омске".
В фольклоре хакасов запечатлены их непростые, берущие начало в глубине седых веков взаимоотношения с ойратами (калмыками), которые часто выступали не только как жестокие поработители, но и как надежные защитники.
Арсланг САНДЖИЕВ.
Источник: